Интернет-маркетинг включает в себя самые разные направления: SMM, таргетированная реклама, контекстная реклама, медийная, SEO-продвижение, управление репутацией и т.д. и т.п. Очень много всего, чтобы свалить это на одного человека. Будь то собственник, специалист по маркетингу, какой-то штатный сотрудник или фрилансер.
Перед Вами обязательно встанут вопросы:
- Какими направлениями мы вообще будем заниматься, а какими – нет?
- Какими будем заниматься прямо сейчас, а что отложим на потом?
- Ну и, наконец: а кто этим будет заниматься?
Потому что иметь в штате несколько высококлассных специалистов по разным областям интернет-маркетинга могут позволить себе лишь ресторанные группы и сети заведений. Что-то приходится делегировать, отдавать на аутсорсинг.
В этом посте я хочу пояснить, какую работу стоит поручить стороннему профессионалу, что – специалисту в штате, а что делать самому.
А как у других?
Общаясь с владельцами кафе и ресторанов, я интересуюсь, ведут ли они какую-то работу в плане продвижения и рекламы в интернете. Как правило, какая-то работа всё-таки ведётся.
Чаще – постятся анонсы и фото на страничках во ВКонтакте или Инстаграм, проводятся акции. Многие регистрируются в Яндекс и Гугл справочнике, 2ГИС и прочих.
Так, чтобы даже эта работа не проводилась – явление редкое. Разве что, заведение открылось недавно, владелец тянет на себе всё продвижение, до интернета просто не дошли руки.
Кто-то идёт дальше: пробуют контекстную рекламу, обзоры у блогеров, рекламу в соцсетях. Но это уже встречается реже, и я чаще слышу фразы типа «ну, мы пробовали…, но это не дало результата».
Иногда ресторатору кажется, что реклама в интернете – это очень просто, самому справиться вполне под силу. Например, владелица одного кафе в Самаре сказала «да я сама Яндекс Директ за час настрою!». Ну да, думаю я – у меня, профессионала с многолетним опытом, кучей заготовок и шаблонов, с инструментами, которые в разы ускоряют процесс, с навыками массовой правки в Экселе, на это уйдёт минимум 3-4 часа чистого времени. А тут человек за час справится…
Или директор одного пафосного московского бара мне говорит: «мы это всё сами можем сделать. У меня есть штатный smm-специалист. Если она решит, что вы можете быть полезны – продолжим разговор». А потом эта девочка «специалист» спрашивала меня – а почему Инстаграм не дает ей запустить рекламу? Она даже не знала, что слово «бар» в названии страницы или сайта, фотки алкоголя – это «чёрная метка» от модерации Фейсбука. Я ей сказал варианты решения этой проблемы, после чего они дальше решили самостоятельно вести рекламу. Ну, ну – думаю, – о, сколько же тебе, «специалист» ещё открытий чудных готовит просвещенья дух!
Конечно, в результате такого подхода, появляются мнения типа «это не работает», «только деньги потеряли», «у нас это не пошло», «это не для нашего формата».
Это я к тому, что некоторые направления интернет-маркетинга и продвижения просто необходимо делегировать профессионалам.
Что обязательно поручать специалисту?
Рекламу в Яндекс и Google. Таргетированную рекламу во ВКонтакте, Facebook, Instagram, MyTarget.
Почему?
- Эти рекламные системы очень быстро развиваются, меняются, усложняются. Постоянно что-то новое выходит. Этим надо просто жить. Следить за новинками, читать блоги и смотреть выступления гуру в этих областях. Тестировать у себя. Ведь многое из того, что отлично сработало в другой сфере бизнеса, не сработает с рестораном или кафе.
- Если Вы сами решите вести рекламу, то Вы будете на уровне студента. Вы только начнёте набивать шишки, наступать на грабли и нарабатывать опыт. Вы же не хотите, чтобы Ваши зубы лечил студент-практикант, чтобы вчерашний школьник вёл Вашу бухгалтерию, Вы не возьмёте к себе работать поваром первокурсника кулинарного техникума. Если Вы решили сами вести рекламу в интернете, то этот новичок-первокурсник – Вы. Если Вы решили поручить контекстную рекламу сотруднице, которая ведёт Ваши странички в соцсетях, то этим новичком будет она. Потому что контекстная реклама и постинг фоток в соцсетях – это совсем разные компетенции.
И даже таргетированная реклама в Фейсбук и Инстаграм имеет лишь отдельные общие элементы с развитием странички Facebook или аккаунта Instagram. В основной массе – это разная деятельность, разные опыт и компетенции.
- Крайне рекомендую поручить ведение рекламы тому, кто специализируется на кафе, ресторанах и заведениях питания. Потому что, специалист по таргетированной или контекстной рекламе, который не имел дела с ресторанами, будет на Вас учиться, тренироваться, тестировать гипотезы, сливать Ваши деньги. Это неизбежный период на старте.
Дешёвый фрилансер немного возьмёт за свою работу, но сольёт рекламный бюджет – гарантированно. Компания с классными профессионалами по Директу, рекламе в Фейсбуке и т.д. сольют меньше денег. За счет отличного знания инструментов, но отсутствия опыта с ресторанами и кафе
Если компания специализируется на Вашей отрасли, то этот этап наработки опыта она прошла. Будет использовать в работе то, что уже дало результат у других до Вас.
Что желательно делать самому или штатному специалисту?
- Ведение сайта
- Обновление цен и меню
- Обновление анонсов
Вы это сделаете оперативнее и без дополнительных расходов на обслуживание сайта.
- SMM
- Постить фото блюд, интерьера, видео о жизни ресторана.
- Общение с подписчиками, ответы на вопросы
- Увеличение числа подписчиков
- Вести акции, конкурсы
- Кросспостинг и интеграции с партнёрами, блогерами
Почему?
А) Это постоянная ежедневная работа. Причём она, как правило, не даёт сиюминутного или быстрого результата. Это стратегическая долгосрочная работа. Инвестиция в будущий рост, в удержание гостей, поддержание отношений с подписчиками.
Б) Вам всё-равно придётся постоянно очень плотно взаимодействовать с исполнителем. Предоставлять информацию, совместно организовывать активности.
В) SMM – это дорого. Быстрого эффекта нет. Если работа велась неправильно, Вы это поймёте лишь через несколько месяцев. А всё это время будете платить за SMM весьма существенные деньги.
Да, в SMM тоже надо хорошо разбираться. Но это проще и быстрее освоить. Небольшие ошибки не оборачиваются значительными потерями. Если только Вы выполняете обязательства (по конкурсам, например) и сервис и кухня в самом заведении не отпугивают гостей.
Ну, фотки не набирают нужного количества лайков или охвата – не критично. Ну конкурс «не зашёл» — мало кто откликнулся – не велика проблема. Доработаете условия, запустите новый.
В рекламе, напротив, маленькие ошибки могут привести к большим потерям. Например, забыли выставить лимит расходов – весь баланс слит за 15 минут. Не убрали какую-то галочку в настройках – реклама показывалась нецелевой аудитории, бюджет слит впустую.
Что можно поручить специалисту?
Если позволяет бюджет, если у Вас сеть заведений, если Вы в принципе хотите передать на аутсорсинг всё, что относится к соцсетям, то есть смысл привлечь SMM-агентство, которое и развивает аккаунты в соцсетях и ведёт таргетированную рекламу.
Моя рекомендация – подбирайте SMM-агентство, которое имеет в багаже работ несколько кафе, баров, ресторанов. Потому что в Вашем бизнесе есть специфика, которую надо учитывать. Иначе SMM-агентство будет учиться, делать ошибки и нарабатывать опыт в этой нише именно на Вас.
Что замкнуть на себе?
Аккаунты, доступы , оплаты
У Вас должен быть доступ к любому рекламному кабинету. Если Вы у Вас уволится сотрудник, отвечающий за интернет-рекламу, у Вас должен быть доступ к кабинету. У Вас должна быть возможность проверить работу стороннего подрядчика, в самом аккаунте. Если Вы решите сменить агентство, желательно иметь такую возможность, не теряя настройки рекламы.
Например, мы заводим рекламу в Фейсбуке и Инстаграм на аккаунте рекламодателя. Мы лишь просим предоставить нам права рекламодателя. Если клиент прекратит с нами сотруденичать, все рекламные настройки остаются на его акканте.
Под Google Adwords и Яндекс Директ мы заводим нового пользователя и предоставляем доступы заказчику.
Домен сайта желательно регистрировать на себя как на физлицо. Потому что сегодня одно ООО, завтра — другое. Сегодня 1 учредитель, завтра — два. Всякое может произойти. Зато домен всегда у Вас.
Задайте вопрос эксперту по интернет-маркетингу ресторанов
Задать вопрос