0

Курсы, тренинги — связываться ли?

В последнее время развелось множество всяких курсов, тренингов, коучингов, обучающих программ. Всё, что обозначается словом Инфобизнес.

Успешный успех, супер-результаты, разные «гуру», коучи, красивые цепляющие слова и т.д.

Я не стану стричь всех под одну гребёнку. В этом посте я постараюсь «отделить котлеты от мух». Что владелец кафе, бара или ресторана может взять ценного из этой темы, а от чего стоит уберечься.

Почему я об этом знаю?

В далёком 2013 году я обучался в одном из инфобизнесовых курсов. Нас учили тому, как зарабатывать на своих курсах, тренингах. Я не достиг в этой теме успехов, зато познакомился с внутренней кухней этой модели.

Вот некоторые обязательные фишки этой темы:

— «История золушки». Я был никем, начал с малого, было трудно, но вот он я – красавчик с такими-то результатами. Схема может быть усилена ещё одним падением в процессе. То есть: был никем, начал с малого, было трудно, добился больших результатов, всё потерял, собрался с силами и достиг ещё больших результатов.

— Невероятные истории успеха учеников. Набирается масса народа. За счёт массовости, конечно, у кого-то будут хорошие результаты – просто по статистике. И этими единичными успехами – как знаменем размахивают везде, ставят в примеры. Но этого успеха, вполне возможно, человек достиг бы и без этого «гуру» с его курсом. Да и вообще, эти результаты могут быть выдумкой ученика – если эту информацию не проверяют.

— Есть «волшебная пилюля», сакральное знание, которым обладает «гуру». Или же он провёл огромную работу по изучению, сбору и систематизации информации и сейчас расскажет только самое ценное.

— обещания, которые кажутся невероятными. Гарантии возврата денег, чем ты скорее всего, не воспользуешься.

— «этот успех может повторить любой», «это очень легко». Акцент на простоте. А то, что это требует большой работы, предстоит масса трудностей и преград – ни слова.

— обучать других может любой олух. Если ты вообще не в теме того, чему хочешь учить – не проблема. Быстро «повышай экспертность» — прочитай несколько книжек, блогов, посмотри других «гуру», на их основе составь программу, возьми их материал – и запускай свой курс.

Коучинг, который я тогда проходил, существует и сейчас. Сейчас подобных курсов и школ стало в разы больше, чем тогда. А значит, и число липовых успешных гуру выросло за это время в геометрической прогрессии.

Справедливости ради нужно сказать, что есть и действительно толковые курсы и обучающие программы. Есть специалисты, у которых стоит поучиться. Есть блоги, видеокурсы, авторы, которых я и сам отслеживаю, читаю, смотрю.

 

Обучение интернет-инструментам и маркетингу

Я не могу судить все направления обучающих курсов, прямо или косвенно относящиеся к ресторанной теме. Скажу только по поводу того, в чём действительно разбираюсь — интернет-маркетинг.

Часто бывает так, что курс или тренинг называется типа «как сделать бизнес успешным» или «как заработать ХХХ денег». А по-сути, в основном, там рассказывается про интернет-инструменты: как настроить контекстную рекламу или продвинуться в соцсетях.

Причём, это вполне неплохой вариант. Ведь это про то, что именно нужно сделать. Хуже, когда под этой вывеской Вам дают чисто мотивационные, психологические, эмоциональные вещи.

Ведь эмоции пройдут, а без конкретных инструментов, знаний как с ними работать, плана, пошаговых инструкций Вы ничего не сможете добиться. И заряд энергии сойдёт на нет.

Другое дело, когда Вы отдаёте себе отчёт в том, что Вас ожидает. Когда понимаете – да, мне надо эмоционально встряхнуться, обрести мотивацию. И тогда идёте, например, на выступление Тони Робинса или российских тренеров.

 

Нужно ли ресторатору проходить какие-то курсы, тренинги по направлению интернет-инструментов?

Если Вам говорят про какие-то чудо фишки, секреты, о которых никто не знает, супер-эффективные методы и прочие «уникальные» знания, которые вознесут Ваш бизнес к высотам – не верьте. Вас «разводят».

В интернет-маркетинге нет ничего такого, что знал бы только этот бизнес-тренер или «гуру», чего бы не знали другие. Нет никакой секретной информации, которую Вы не могли бы узнать сами бесплатно или за совсем небольшие деньги.

Существует огромное количество блогов, информационных порталов по интернет-маркетингу, Youtube-каналов, страниц в соцсетях, книг, официальных инструкций сервисов и рекламных систем и т.д.

Каждый автор или сайт хочет привлечь внимание читателей, увеличить число подписчиков. Для этого выкладывают в открытый доступ самое интересное, ценное, полезное, рассказывают фишки, выкладывают инструкции. Не на одном сайте, так на другом или нескольких Вы найдёте всё, что Вам нужно по любому вопросу и аспекту интернет-маркетинга.

Отдельные «фишки» не работают сами по себе. Это лишь винтики в общем механизме привлечения клиентов, повышения прибыли и т.д. Все элементы должны работать слаженно. Образно говоря, одна новенькая смазанная шестерёнка не спасёт заржавевший механизм.

Вся и любая информация есть в открытом доступе — бесплатно

Для этого не нужны специальные курсы и тренинги. Вопрос в другом.

В процессе поиска информации, приходится перелопатить массу информации. Вникнуть в тему, чтобы понять, где полезная информация, а где устаревшая, неактуальная. Какие инструменты работают или могут показать эффективность.

По новым темам контент, в основном, на английском языке, а на русском – очень мало. Встаёт языковой барьер.

Изучение требует времени, которого у Вас очень мало. Проще получить информацию, которую уже собрали, систематизировали и «разжевали» до Вас и изложили понятными словами. Если цена такого курса адекватная – почему бы не купить?

Специфика важна

На курсах рассказывают об использовании инструмента – например, как завести рекламу в Яндексе или Фейсбуке. Но Вам ещё нужно самому додуматься, как это знание применить именно к Вашему бизнесу.

А ведь многие инструменты, о которых говорят в блогах или на конференциях, просто неприменимы для владельца небольшого кафе.

Например, все говорят о коллтрекинге, отслеживании звонков. Но если у Вас рекламный бюджет 10 000-15 000 р/мес., то Вам он Вам просто не нужен – Вы не сможете оценить его преимущества. И подобных фишек, которые ресторатору просто не нужны, не дадут эффект – масса.

Идеальный вариант – когда Вам рассказывают о каких-то инструментах интернет-маркетинга именно для заведений питания – ресторанов, кафе, баров и т.д.

Есть смысл оплачивать какой-то тренинг или курс при следующих условиях

  1. Вы обучаете сотрудника. Нанимать профессионального специалиста по интернет-рекламе может позволить себе не каждый. Проще нанять не такого дорогого специалиста и быстро повысить его квалификацию. Или обучить действующего сотрудника тому, как, например, продвигать Вашу страницу во ВКонтакте, проводить конкурсы, увеличивать число подписчиков.
    При этом, у Вас останутся учебные материалы. Вы сможете передать их другому сотруднику. Хотя надо учитывать, что в интернете всё стремительно меняется. Материалы, инструменты, способы, которые были актуальны ещё год назад, сегодня не приносят желаемого результата.
  1. Если стоимость курса дешевле Вашего времени, потраченного на поиск, изучение и систематизацию информации. Ведь проще и быстрее получить концентрат полезной информации в одном месте, чем собирать знания по частям с разных источников.
  2. Если курс конкретно по Вашей теме.
    Типичная ситуация, когда «бизнес-гуру» приводит примеры и кейсы из других сфер, предлагая Вам придумать, как это использовать у Вас. Например, как отстроиться от  конкурентов – предлагает фишки, которые к ресторанному бизнесу не относятся и даже неприменимы.
    Или описывают, как какими-то супер-настройками привлекли 100500 клиентов на миллионы рублей в каком-то бизнесе. Но этот опыт и используемые инструменты не дадут даже приблизительно похожего эффекта для кафе, бара, ресторана. Поэтому очень важно, чтобы знание не просто было применимо в Вашем бизнесе, но и ещё было рассказано – как это у Вас применить.

Я считаю, что ресторатору нужно (и достаточно) иметь базовые представления об интернет-маркетинге. Чтобы понимать, какие возможности и инструменты вообще есть. Каких результатов можно достичь, а чего интернет-продвижение не сможет дать. Чтобы не верить обещаниям «золотых гор» всяких шарлатанов. Чтобы понимать, какие показатели отслеживать у исполнителя или сотрудника, отвечающего за продвижение в интернете.

При этом, нужно понимать, что в интернет-маркетинге всё постоянно меняется. И то, что Вы прочитали или услышали 2-3 года назад, сегодня может быть неактуальным, не работать, приносить убытки.

Для этого не обязательно покупать курсы, тренинги. Достаточно читать этот блог, подписаться на рассылку, чтобы не пропустить новые статьи.

Нужна бесплатная консультация?
Задайте вопрос эксперту по интернет-маркетингу ресторанов
Задать вопрос

29 октября 2018 by Yuri Salmanov
Понравилась статья? Сохраните у себя на странице
Юрий Салманов

Юрий Салманов

Руководитель агентства интернет-маркетинга "Системные решения". Автор блога по интернет-маркетингу ресторанов, кафе, баров. С 2003 года занимается созданием сайтов и продвижением в интернете. Руководитель сообщества поставщиков отрасли HoReCa - Клуба 1Place. Основатель конструктора сайтов для кафе, баров, ресторанов.